Маркировка шин – расшифровка
Крайне важно, чтобы подобранные покрышки оптимально отвечали параметрам имеющейся машины и особенностям эксплуатации. Лишь в этом случае управляемость, устойчивость и надежность будут на высоком уровне. Идеально подобрать продукцию поможет умение расшифровывать маркировку. Маркировка камер для шин – отдельная тема для разговора.
Традиционные составляющие шины:
- это боковые части,
- борта, каркас,
- слои брекера,
- протектор.
Их основная классификация – это подразделение на диагональные шины и изделия радиального типа. В первых кордовые нити – под углом, в отношении радиуса колеса, во вторых – вдоль.
Структура шины:
1 — протектор;
2 — плечевая часть;
3 — каркас;
4 — боковая часть(крыло шины);
5 — брекер и подушечный слой;
6 — дополнительная вставка в плечевой зоне(зелен.цв.);
7 — бортовое кольцо;
8 — бортовая часть.
Детальнее о составляющих автомобильной шины:
1Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора.
- каркас – наиболее важная силовая деталь, состоит он слоев корда, закрепленных на кольцах;
- брекер – часть внутренняя, состоящая из слоев корда, находится он между протектором и каркасом, необходим для смягчения ударов;
- боковина – это покровная резина, наложенная слоями на боковые стенки, она уберегает каркас покрышки от повреждений;
- протектор – это часть наружная, обычно с рельефным узором, он дает сцепление с трассой;
- борт – это жесткая часть покрышки, за счет которой она крепится на ободе.
В зависимости от исполнения, условий применения и назначения покрышки подразделяются на:
- бескамерные и камерные – по исполнению;
- диагональные и радиальные – по своей конструкции;
- летние (так называемые дорожные), для плюсовой температуры, зимние, для поездок в зимнее время, по трассам заснеженным, обледенелым, покрытым «кашей» из грязи, воды и снега, и всесезонные (компромиссный тип).
Рисунок протектора шин – расшифровка
Рисунки представлены на фото.
Фото 1 – узор ненаправленного характера, симметричный в отношении радиальной плоскости, проходящей сквозь ось вращения. Этот узор считается универсальным.
Фото посередине – узор направленный, симметричный, идет через среднюю часть протектора. Такой узор помогает эффективно отводить воду и минимизировать шумность.
Последнее фото – узор асимметричного типа, относительно центра, применяется для реализации различных свойств в рамках одной покрышки.
В том случае, когда изготовитель машины «дает добро» на варьирование размера покрышек, и на максимальный размер шин, в разумных пределах, для лета следует выбрать покрышки пошире, на таких авто будет эффективнее тормозить и меньше буксовать в момент разгона, однако вести себя чуть капризнее в мало радиусных поворотах, и немного всплывать в лужах.
Устойчивость, плавность езды и управляемость зависят напрямую и от серии, и от высоты профиля. Покрышка с высокой боковиной отлично справляется с ухабами, но подламывается в поворотах, а покрышка с боковиной низкой – жестче, но не выносит сложных дорог.
Маркировка отечественных покрышек
Согласно ГОСТу 4754-97 на резину наносят нижеперечисленные надписи:
- название изготовителя, товарный знак, где изготовлена (страна);
- модель, торговая марка автомобильных шин;
- индекс шинной грузоподъемности;
- скоростной индекс (4 табл);
- Tubeless (для покрышек бескамерных), Reinforcedдля усиленных;
- Allseasons – для всесезонной резины;
- Маркировка шин M S либо S – для зимней резины;
- дата производства из трех цифр (неделя выпуска, год);
- “PSI” — индекс давления;
- “Regroovable” – указывается, если имеется возможность углубить узор протектора посредством нарезки;
- Е – значок официального утверждения, с его номером;
- ГОСТ 4754;
- порядковый номер покрышки;
- знак соответствия ГОСТу (иногда он есть только в документации;
- TWI – где находится индикатор износа;
- значок, указывающий направление вращения;
- метка балансировочная.
Разметка резины из Европы и дальнего зарубежья.
На них возможны иные обозначения:
- “R+W” — покрышка дорожная и зимняя (универсального плана);
- “Тousterrain” —всесезонная;
- “Retread” —восстановленного вида;
- “Inside” — сторона внутренняя;
- “Outside” — сторона наружная;
- “Rotation” — направление вращения (если узор направленный);
- “TL” — бескамерная;
- Zr – высокоскоростная;
- “ТТ” либо “MIT SCHLAUCH” — камерная;
- “Sidefacinginwards” — обращенная внутрь сторона покрышки;
- “Sidefacingoutwards” — обращенная наружу сторона (для асимметричной резины);
- “Steel” — свидетельствует о наличии металлокорда.
Иногда требуется перевод шин из дюймов в метрический размер. Иногда наоборот, нужен перевод в дюймы (в таблице ниже).
Перевод дюймов в метрический размер – таблица обозначений
Размер шин и дисков бывает дюймовым, миллиметровым либо смешанным. Содержит сведения о конструкции, размерах, грузоподъемности, индексах скорости.
1 – предельное давление и нагрузка (стандартные для США).
2 – маркировка внутреннего бока покрышки при асимметричном узоре, маркировка наружного – „OUTSIDE”.
3 – тип корда брекера и каркаса, а также количество слоев.
4 – товарный знак изготовителя.
5 – ширина профиля.
6 – серия.
7, 15 –резина, маркировка радиального типа.
8 – шина бескамерная;
9 – диаметр посадочный;
10 – индекс шинной грузоподъемности;
11 – скоростной индекс;
12 – при направленном узоре протектора – маркировка направления вращения.
13 – дата выпуска шин, к примеру, 22 неделя 2002 года (до 2000 года – число из трех цифр).
14 – значок, подтверждающий утверждение данной покрышки на соответствие ЕЭК ООН, Правилу 30, а также номер сертификата и страны, его выдавшей.
16 – название.
Пример обозначения, согласно ГОСТ 4754-97:
- 185/70R14
2. 215/90-15С
3. 5,90-13С
Здесь:
185; 215; 5,90 — ширина профиля в дюймах либо мм;
70; 90 — серия, процент отношения высоты к ширине;
R — покрышка радиальная (если диагональная,буквы “D” нет);
14; 15; 13 — дюймы, диаметр обода посадочный;
С — индекс, помечающий, что покрышка создана для авто легковых и легких, малой вместимости автобусов игрузовых автомобилей.
Таблица – размер шин, перевод в дюймы.
Штатные размеры шин, какой размер шин на какие диски подходит?
В плане размеров шин выделяют несколько категорий:
- d – диаметр посадочный, на обод колеса, в дюймах (не в сантиметрах);
- h –параметр в процентах, отношения высоты профиля к ширине, если не указан, то отношение от 80%;
- s (в мм.либо пересчетдюймах) – ширина профиля покрышки уже смонтированной и накачанной, но без нагрузки, обязана соответствовать ширине обода, посадочной (таблицы 1,2, 3);
- D – диаметр шины по размеру, наружный, шины смонтированной и накачанной, также без нагрузки;
- H – параметр высоты профиля, фактически – разница между диаметрами посадочными и наружными.
Рекомендации, на что влияет размер шин
Крайне желательно, чтобы все покрышки, выбранные для конкретной машины, были одной модели. Если есть возможность, лучше купить шины по размеру, от одного производителя. Это важно, так как каждая модель – это единый комплекс присущих исключительно ей свойств. Также размеры камер для шин обязаны строго соответствовать. При вынужденном монтаже различных покрышек нужно избегать таких комбинаций:
- впереди – низкопрофильные шины, сзади – высокопрофильные;
- шипованные шины – на ведущей оси переднеприводной машины, не шипованные – сзади;
- сзади – новые шины, впереди – совершенно изношенные, либо наоборот.
Все эти варианты достаточно опасны, последние две комбинации, к примеру, могут привести к ДТП либо заносу авто.
Даже покрышки одного типа различаются по конструкции, узору протектора, химическому составу резины. Именно поэтому предприятия разрабатывают шины разных специализаций, с одним либо двумя развитыми свойствами. Заслуживающие доверия производители, как правило, указывают информацию по наилучшим свойствам шин (ее содержит описание моделей).
Именно поэтому важно, прежде чем выбирать шины, требуется узнать их приоритетные качества (требуемую грузоподъемность, спортивность, экономичность, и прочее).
Переходя на иную размерность, требуется сохранить наружный размер шин (диаметр), рассчитать его можно так: D = 25,4d+2sh. В этой формуле d — диаметр колеса посадочный (дюймы), s — ширина профиля (мм), h — серия (отношение высоты профиля к ширине покрышки в процентах). Желательная взаимозаменяемость- в табл.
О стойкости к «грыжам»
Более высокие индексы грузоподъемности и скорости – отнюдь не гарантия предельной устойчивости к пробоям, однако это означает, что покрышки в радиальном направлении прочнее конструктивно, чуть менее уязвимы к возможным ударам. Минус – такая резина чуть шумнее и жестче.
Шины с повышенным грузоподъемным индексом имеют преимущество в виде дополнительной подложки и усиленных боковых частей. У покрышек для машин типа SUV подкладками усилены подкладками также «плечи», однако они менее экономичны и комфортны.
Важные нюансы шинной маркировки
Резина «M+S» (снег и грязь) – совершенно отдельная «каста», на асфальте она ведет себя посредственно, однако даст фору другим на дорогах заснеженных либо грунтовых.
Резина Allseason (нет зависимости от сезонности) близка по свойствам к резине «M+S», ее можно смело применять и в качестве летних шин и зимних шин, однако лишь в теплой местности, с короткой и умеренно прохладной зимой.
Резина Run-Flat оснащена усиленными боковинами, ей не страшны проколы, ее маркировка отличается от традиционной, она приведена в таблице ниже.
Таблица маркировки шин категории Run-Flat
Таблица маркировки шин категории Run-Flat
Производитель шин | маркировка | Производитель шин | маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-FlatTyre) | Michelin | ZP (ZeroPressure) |
Continental | SSR (SelfSupportingRun-Flat) | Pirelli | EUFORI@ или RF |
Goodyear | EMT (ExtendedMobilityTechnology) или RunOnFlat | Nokian | RunFlat или RF |
Kumho | RF | Yokohama | RF |
Шины Run flat из Европы б/у и новые у нас в наличии
Что означает xl в маркировке автомобильных шин, маркировка всесезонных шин
и прочие маркировки:
Маркировка | Что означает | Примечание |
Allseason или Tousterrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extraload) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Sidefacinginwards | Внутренняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
Outside или Sidefacingoutwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
LT (lighttruck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steelbelted | Металлокордныйбрекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tubetype или TT | С камерой | |
TWI (Treadwearindication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximumload … | Максимально допустимая нагрузка на шину по стандарту США | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности |
MaximumPressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Значки на плечах покрышек:
Сегодня многие производители украшают боковины резины такими вот значками, они означают: лето, дождь, снег, экономичность в плане расхода топлива, эффективность при поворотах. Обычно эта информация прописывается на сайте компании.
Таким рисунком обозначает «зеленые» покрышки компания Michelin, то есть те, что расходуют меньше топлива и ездят тише. Бренды Nokian и Pirelli применяют для таких случает рельефные листочки:
Снежная вершина с тремя «головами» говорит о том, что резина идеальна суровой зимой, обычно значок применяется к шинам типа «M+S».
А это – индикатор износа бренда Nokian, очень удобный, ведь цифры «выдавлены» на конкретную глубину. Когда глубина канавок протектора станет менее 4-х мм, снежинка попросту сотрется:
Это еще одна интересность Nokian – значение, которым позиционируется колесо авто, в момент сезонной смены покрышек.
Кстати, треугольные и круглые цветные рисунки на боках шин не расшифровываются ни одним документом, однако цветные значки реально встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации. В среде экспертов считается, что желтая метка – это самая легкая часть шины, красная – это место наивысшей силовой неоднородности, а белая – деталь штампа ОТК. Цветные полоски в канавках – это сигналы логистического типа, помогающие работникам склада.
Для шинных «гурманов»
«Гурманы» отдают предпочтение наборам покрышек исключительно из одной партии, они избегают отклонений в характеристиках. Понятия «допустимый размер» для них не существует. В этом случае они обязаны изучать надписи вроде «DOT GU N4 FRVX 1908». На знаменитой резине бренда Michelin это – номер сертификата производителя продукции, в соответствии с DOT.
DOT– министерство транспорта США;
GU – код изготовителя;
N4 – код размера покрышки:
FRVX –код добавочный, включает номер бригады либо партии;
1908 – первая пара цифр – это неделя в году (девятнадцатая), последняя – год выпуска.
Возможно нанесение сертификатов ECE, FMVSS и ETRO.
Если сделать соотношение покрышек одной модели, но разных партий, становится ясно, что они тоже могут разниться, однако параметры минимальны.
Внимание, небольшой секрет: производители авто выдвигают конкретные запросы к шинам, делая упор, например, как BMW, на управляемость. В то же время узор, ширина протектора и название, если делать сравнение, остаются неизменными, внешне ничем не отличаются. Такая продукция покрывается метками, все они приведены в таблице ниже:
Маркировки дополнительные на покрышках, поставляемых в качестве заводской,первичной комплектации, проставляются по требованию производителей авто:
Дополнительная маркировка производителя | автопроизводитель |
* | BMW |
A | RenaultEspace 4 |
B | Audi, Bentley |
C1 | ChryslerViper GTS (1999-2000) |
G1 | Автомобили комплектации G1 |
J | Jaguar |
K1 | Ferrari |
M0 | Mercedes |
M3 | BMW M3 |
N0, N1, N2, N3 | Porsche |
R01 | Audiquattro |
Примечание, бренд Michelin рекомендует:
- на машинах марки, обозначенной жирным шрифтом, нельзя применять шины, не подходящие, без нужной маркировки;
- покрышки, обозначенные жирным шрифтом, неподходящий аналог для авто от другого производителя.
-
Летние шины
-
Летние шины
-
Шины всесезонные
-
Летние эко шины